Школа

суббота
17 марта, 2018

Педагогический артистизм

Учительское мастерство – интегральное качество, многообразное умение. У него определений столько же, сколько мнений по этому поводу.

 

Педэнциклопедия предлагает свое определение: «Педмастерство – высокое искусство воспитания, доступное каждому педагогу (КАЖДОМУ,  кто «работает по призванию и любит детей»).

 

Советский педагог А.М. Макаренко писал: «Можно сказать фразу «иди сюда» с 20-тью оттенками в голосе и от того, КАК Вы это скажете, зависит, послушают Вас дети или нет».

         

Речь идёт о педагогической технике, которая является неотъемлемой частью педагогического мастерства. Она складывается из множества составляющих: позы, мимики, жестов, визуального контакта. Кто из преподавателей не знает приёма воздействия на расшалившихся ребят: пристально посмотреть им в глаза. Молча, без слов, дети понимают, что их поведение оставляет желать лучшего, и успокаиваются.

         

Существует три стиля педагогического влияния на детей: авторитарный, демократический, попустительский. Учитель волен выбирать тот стиль, который ближе ему как личности. Но педагог-мастер должен владеть всеми стилями и уметь применять их в зависимости от ситуации.

         

Нет хорошего или плохого стиля. Каждый из них имеет плюсы и минусы. Воспитатель должен уметь владеть своим настроением. Управлять своим настроением просто необходимо. Макаренко предостерегал от сентиментального подхода к делу воспитания. Растрачивая нервы, расстраиваясь от проступков детей, педагог рискует «быстро состариться и не дожить и до 35 лет». Кроме того, «нервы» не решают проблемы дисциплины.

         

В целом существует несколько уровней совершенствования учителя, овладения им педагогическим мастерством. Самым первым уровнем является педагогическая умелость. Более высокий уровень мастерства педагога – профессионализм. Другим уровнем служит педагогическое творчество. Следующий – педагогическое искусство.

 

ТЕСТ

         

Наивысшим уровнем педагогического совершенствования  считается педагогический артистизм. Предлагаю вам тест «Есть ли у вас артистические наклонности?» (тест составлен Е. Владимировой):

 

          1. Есть ли разница между словами «стон» и «нюанс»?

          2. Можете ли вы жить в неуютной, скучной квартире и не замечать этого?

          3. Любите ли вы рисовать?

          4. Одеваетесь ли вы, опираясь не на моду, а на собственный вкус?

          5. Говорят ли вам что-нибудь следующие имена: Мане, Ван Дейк, Хосе Рибера, Фальконе?

          6. У вас очень плохой почерк?

          7. Стараетесь ли вы одеваться в одной цветовой гамме?

          8. Любите посещать музеи?

          9. Остановитесь ли по пути, чтобы полюбоваться закатом?

          10. Любите чертить геометрические фигуры?

          11. Любите ли вы фантазировать?

          12. Вы склонны долго бродить по улицам?

          13. Любите одиночество?

          14. Вам кажется неуместным, когда кто-то начинает декламировать стихи?

          15. Слушаете ли вы музыку только ради развлечения?

          16. Надолго запоминаете красивые пейзажи?

          17.  Вам кажутся очень красивыми морские камни?

          18. Любите новые встречи и знакомства?

          19. Нравится ли вам читать стихи вслух?

          20. Не было ли у вас желания разрисовать стены своей комнаты?

          21. Часто ли меняете прическу?

          22. Переставляете мебель у себя дома?

          23. Вы пробовали когда-нибудь сочинять песенки?

          24. Пишете стихи?

     

Вы можете засчитать себе одно очко за каждый ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24 и за ответ «нет» на вопросы 2, 6, 10, 14, 15, 18.

     

Если у вас больше 16 очков, то можно сказать совершенно определ         ённо: у вас есть чувство красоты, свойственное натуре артистической.

     

Вы набрали 8–16 очков. Что ж, вы иногда витаете в облаках, но, хотя красота вам и небезразлична, вы, скорее, рационалист. Короче говоря, вы всегда сочетаете приятное с полезным.

               

Меньше 4 очков. Такого человека, как вы, вряд ли остановит красота восхода или заката. Задумайтесь!

 

 

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Юлия Владимировна Андреева

 



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.